КЛУБ ДВИЖЕНИЕ
Между Востоком и Западом

Виктор Шигорин
Слушай своё тело
(газета «Пятое измерение» №10 январь 2003)
Виктор Шигорин, Слушай своё тело

Небольшое интервью с Виктором Шигориным ведёт психолог Марина Макеева

Марина М. - Есть традиционные способы работы с телом - это спорт, танцы. Какие принципы отличают от них вашу работу с телом и движением?

Виктор Ш. - Спорт или танец задействует не полностью всего человека. Если вы занимаетесь спортом, то вы свое тело, мышцы, дыхание тренируете для достижения результата, или для получения определенной формы - похудеть, или нарастить мышечную массу. В любом случае вы заняты тем, чтобы сформировать только телесный уровень, мышечный, двигательный. Наши методы позволяют соединять физический рост с эмоционально-психологическим и духовным ростом, с ростом осознавания.

В нашей работе с телом задействованы три сферы. Первая сфера - телесно-двигательная, сфера действий. Вторая сфера - эмоционально-чувственная. И третья - сфера осознавания. В теле есть три энергетических центра, соответствующих этим трем сферам, и три соответствующих им системы органов, которые изначально формируются из трех зародышевых лепестков - эктодермы, эндодермы и мезодермы. Мы в своей работе используем методы основаны на современных научных исследованиях, связанных с эмбриологией, с молекулярной физикой, с химией. И посвящены они тому, как психическая сфера проявляется в физических и химических процессах. Этим занимаются такие направления телесно-ориентированной или соматической психотерапии, как биосинтез и бодинамика.

Эти три области, о которых мы говорим– осознание, чувствование и делание. Центр осознания связан с головой. Эмоционально-чувственный центр - имеет. проекцию на область сердца, грудную область. Сфера действий и движений связана с низом живота, тазом.
В китайской традиции это соответствует трем дань-тяням, в индийской - трем основным чакрам. И в нашей работе с телом один из основных принципов, это гармонизация работы этих трех центров. К сожалению часто бывает так, что их работа не скоординирована. Например, часто бывает, что человек слишком долго не может разобраться в своих чувствах, или он не в контакте со своими интуитивными импульсами. Это часто свидетельствует о том, что взаимосвязь между центром чувств и центром осознавания блокирована, чувство не доходит до осознавания. Поэтому, во-первых, важно понимать свои чувства. Во-вторых, очень многие люди понимают многое, но реально ничего сделать не могут. Это значит, что центр осознавания находятся не в очень хорошей связи с центром движения и действия. Мостом между эмоционально-чувственным центром и центром действий является диафрагма. Этот мост отвечает за способность спонтанно выражать или умение сдерживать поток чувств, и это напрямую связано с механизмами дыхания. Свободное, раскрепощенное дыхание связано с глубоким опусканием диафрагмы. У очень многих людей диафрагма закрепощена и зажата, они дышат очень поверхностно. Соединяя воедино движения, дыхание и чувства можно по-настоящему освободить эти мышцы и открыть глубокое дыхание, что является необходимым условием свободного взаимодействия этих центров. Но этим надо заниматься.

М.М. - Я знаю, что вы также занимаетесь тайцзицюань. Как это совмещается с современными техниками?

В.Ш. - Да, я занимаюсь тайцзицюань много лет, а когда я начал изучать телесно-ориентированную психотерапию, то понял, что совмещать просто нечего. Оказалось, что она очень глубоко основывается на принципах восточной натурфилософии - даосизме, дзен и др. У многих телесно-ориентированных психотерапевтов есть учителя на Востоке. И принципы тайцзицюань, особенно для западного человека, очень хорошо осознаются через глубоко научный подход, на котором основаны современные методы body work, где древние даосские принципы нашли свое подтверждение и еще более глубокое понимание.

М.М. - Что мешает человеку быть в контакте с собственным телом, осознавать его?

В.Ш. - В общественном сознании есть очень много триггеров, запускающих разобщенность с собой и со своим телом. Например, повсеместная реклама: чуть что – прими лекарственный препарат. Тело всегда стремится к сознанию, оно говорит, общается, посылает очень много импульсов - в виде боли, ощущений.

А вы слышите: если болит желудок - прими иммодиум, если голова - Эффералган Упса. Тело к нам обращается, говорит: посмотри, у тебя внутри конфликт, я не могу больше терпеть. Оно сигнализирует, а ты берешь таблетку, растворяешь в стакане, выпиваешь, и тем самым говоришь собственному телу: - Замолчи, мне и так тяжело! А оно как раз нам и говорит, почему нам тяжело. То есть, все эти препараты очень часто заставляют человека просто не чувствовать, не быть в контакте с собой, т.е. как бы отделяют голову от тела. И моя работа во многом связана с тем, что я голову приближаю к телу.

Существует такое утилитарное отношение к собственному телу как к компьютеру: например, сломалась какая-то деталь, нужно старую выкинуть, новую поставить. Но человек не только материален - это и душевное, и духовное существо, а его тело - проводник импульсов. В телесно-ориентированной психотерапии существуют картографии тела, т.е. определенные части тела и органы связаны с определенными психологическими темами. Человек и травмы получает неслучайно. Он травмирует именно те части тела, которые хотят привлечь его внимание и которые наименее энергетизированы. Например, если часто травмируются колени и локти, это связано с непережитыми страхами. И те люди, которым важно разобраться с собственными страхами, бессознательно могут выбирают виды деятельности, связанные с нагрузкой на колени. Или, например, когда вы что-либо рисуете, вы изображаете себя, что бы вы не рисовали. И в рисунке не будет получаться именно та часть, которая соответствует дисгармоничному участку высшего тела, а значит и вашей души. Если вы рисуете круг, то он будет ровным настолько, насколько сейчас гармоничны вы. Если вы делаете проект - он будет устроен по образу и подобию вашего внутреннего мира. И слабые и сильные стороны этого проекта будут во многом говорить о слабых и сильных сторонах его создателя. То есть, что бы человек ни делал, он всегда будет делать себя, сталкиваться с собой, и искать себя. Так устроена жизнь. А поиск себя, поиск истинного, гармоничного в себе - это естественный импульс, который есть в каждом, и именно реализации этого импульса служит наша деятельность.

Газета "Пятое измерение", N10, 2003 г.
Made on
Tilda