КЛУБ ДВИЖЕНИЕ
Между Востоком и Западом

ЛР: Какие скрытые феномены могут проявляться у человека, который выходит на Благополучие или приближается к нему?
ВШ: Да, даосские практики очень разнообразны, но их основа – это всегда выход на определенный уровень гармонизации или Благополучия. Многие знают про такое даосское воинское искусство как Тайцзицюань. В первую очередь оно известно как оздоровительная система. И это очень правильно, потому что оздоровительный аспект является базой для всего остального, в том числе и боевого. Определённый уровень гармонизации является условием для выхода на определённые феномены.

Например, таким феноменом является так называемый Цзинь в Тайцзицюань. Достаточно сложно перевести на русский язык это слово. У нас его часто переводят, как «усилие», «внутреннее усилие» или «внутренняя сила». Цзинь – довольно многозначный иероглиф. Например, ценитель каллиграфии может посмотреть на старую гравюру и сказать: – «В этой каллиграфии есть Цзинь», имея в виду, что это довольно высокое искусство. Относительно Тайцзицюань, Цзинь является, собственно, критерием мастерства. Это то, как проявляет себя сбалансированная Ци.

Идея состоит в том, что можно делать разные вещи, практически не прикладывая физической силы, и при этом быть очень результативным. Или, как написано в трактате Ван Цзунюэ, «сдвинуть десять тонн усилием в два грамма». Особенно Цзинь воздействует на людей. Тем более, на напряжённых людей. Тем более на людей, настроенных агрессивно. Когда мы выходим на уровень настоящей гармонии, все части тела, которые иногда далеко друг от друга расположены, обретают некоторое абсолютное единство, и все тело работает действительно, как говорят китайцы, «единой ци». т. е. возникает ощущение совершенно потрясающего единства. Это становится возможным, когда все части тела согласованы с определённым центром тела.

ЛР: Вопрос из чата: - Расскажите о развитии центра в области живота в даосских практиках?
ВШ: Выше я упоминал про Дань-тянь – это достаточно большая область, которая находится примерно между пупком и поясницей, чуть ниже. И прямо по центру между передней и задней частью тела, в самом центре между макушкой и стопами, между правой и левой, передней и задней стороной существует самый центр тела, который называется «точка Тайцзи», или как говорят даосы в некоторых школах – "точка Пустоты". Если вы попробуете это пространство найти вниманием у себя, то первое, что вы там обнаруживаете – это ничего!

И в первую очередь это то, как по-настоящему проявляет себя гармония. Гармония – такой феномен, который очень трудно заметить, потому что гармония находится на своём месте. На Востоке есть такая поговорка: "Когда ботинки не жмут, о ногах забывают". Когда какая-то часть жизни находится по-настоящему на своём месте, она не замечается, потому что она находится на своём месте. Привлекает внимание конфликт, дисгармония. Ребёнок не знает, где у него находится печень или почки, ему это почувствовать достаточно сложно. И если это так, значит, этот орган работает хорошо. Если вы не знаете, где у вас находится печень и почки, значит, с ними всё в порядке.

Та часть тела, которая работает хорошо, не замечается. Так же и человек, который находится в гармонии всё меньше заметен. Поэтому мастеров в Поднебесной всегда очень сложно было найти. И поэтому очень долго не могли найти Лао Цзы. Его искали все – и князья, и обычные люди - о нём шла молва. А не могли найти, потому что искали "Великого Мастера". Многие выдавали себя за Лао Цзы, но потом становилось понятно, что на самом деле не так. И в какой-то момент один из даосов, которого привели у Великому князю сказал, что вы не так его ищите, так вы его никогда не найдёте. Вам нужно искать самого обычного старика, самого простого. И вот только тогда через какое-то время его действительно нашли. Правда, привести его к Великому князю всё равно не удалось.

То, что находится по-настоящему в гармонии, не привлекает внимание. И поэтому, когда вы пробуете в своём теле найти самый центр этой гармонии – точку Тайцзи, в первую очередь вы обращаете внимание на то, что вы там ничего особенного не обнаруживаете, кроме спокойствия. Но если вы сумеете удержать внимание на этом пространстве немного дольше, то вы начинаете успокаиваться сами, и вам почему-то становится хорошо - уходит беспокойство ума, всё больше оседает "ментальный мусор", и ощущается чуть большего покоя. Вот это, собственно говоря, начало любой даосской практики.

ЛР: Ещё вопрос из чата: - Очень интересно. А расскажите ещё о механизмах формирования этих феноменов, которые проявляются у человека в Благополучии и даосской гармонии?
ВШ: Если вы посмотрите на тело человека - у него многое разделено на два: две руки, две ноги, две стороны. Мы в этой вот двойственности привыкли существовать. И так во всём: если есть действие, то должно быть противодействие, если есть инь, то обязательно должен быть ян. Т.е. как бы фактически ничего не существует в этом мире без того, чтобы не существовала его противоположность.

Многие из нас еще в советских институтах изучали диалектику Маркса и Энгельса. Там существовала теория единства и борьбы противоположностей. Но основное внимание, к сожалению, было не на единстве, а на борьбе противоположностей. И это не только там, это практически везде. Если вы откроете любую литературу по психологии, то много ли вы увидите там описания здоровья? Как правило, описывается нездоровье, болезни, отклонения. Так же и медицина: в основном описывается болезнь. В даосских же источниках вы можете найти в первую очередь огромное количество указаний на то, как проявляет себя здоровье, как проявляет себя баланс. Хотя сейчас, по моим наблюдениям, в психологических и медицинских трудах чуть больше интереса к этой теме - а что же такое, собственно, здоровье? И это, на мой взгляд, очень правильно, потому что очень важно понимать, к чему мы движемся.

У даосов есть множество указателей на гармонию. В том числе они описывают, что гармоничное действие, это действие без противодействия. Это и называют Недеянием. И как раз, когда мы говорим про Цзинь, про эту внутреннюю силу - это та самая сила, котораят осуществляется без противодействия. Ей противопоставляется другая сила, обычная - сила Ли. Ее также называют грубой силой, или Деянием, которое порождает множество противодействий.

По-настоящему множество людей иногда делают разные совершенно потрясающие вещи. Иногда в определенных ситуациях вполне обычные люди проявляют такие феномены. Если говорить об экстремальных стрессовых ситуациях, то здесь можно услышать множество историй. Например, что человек в стрессе можете перепрыгнуть огромное препятствие. Может пробежать по воде, не замочив ноги. Или когда в ситуации аварии мать одной рукой поднимает горящую машину и вытаскивает из нее ребёнка. Служившие в "горячих точках" солдаты одной рукой поднимают упавший горящий вертолёт и вытаскивают из него своих друзей. Т.е. такие вещи иногда попадают в поле внимания и как правило, это то, во что трудно поверить.

Но для того, чтобы проявить такие вещи, не обязательно быть в стрессе или в экстремальной ситуации. Даже в Даодецзинь и в Чжуан-цзы описано, что такое настоящая гармония и как она проявляется и что такое Цзинь. Там можно встретить описание разных феноменов, как человеческое тело себя может проявлять, на что мы на самом деле способны.

ЛР: Вот ещё вопрос из чата: Какие еще бывают проявления этой внутренней силы? С какими вы лично сталкивались?
ВШ: Вот например, один из критериев мастерства в Тайцзицюань является то, как мастер или ученик делает самый первый шаг. Самое начало всех форм и комплексов в Тайцзи – это начальная стойка, когда ноги стоят просто вместе. И первое движение - это поднять одну ногу и поставить её на ширину плеч, и потом перенести вес так, чтобы он был на двух ногах одинаков. Большинство людей, у которых нет настоящего Цзинь для того, чтобы поднять одну ногу, вынуждены сначала перенести вес на одну ногу, качнувшись в сторону, тогда другую, свободную от веса ногу можно поднять и поставить в сторону. Если же у вас есть достаточный уровень гармонизации, и вы можете проявлять Цзинь, то вы можете поднять одну ногу, не сдвинув корпус в сторону. Возможно вам покажется это невозможным. Но вы приходите на наши занятия. Это такое маленько чудо.

У нас осталось совсем мало времени и я могу закончить небольшим примером того, каким в этой связи искусством обладал известный мастер Сунь Лутан. Вот, его книжка у меня здесь стоит, я ее поближе вам покажу.

Однажды, в начале прошлого столетия он выступал на большом собрании, типа конференции по национальным искусствам. Там было очень много уважаемых людей. Он рассказывал про различные феномены, которыми может обладать человеческое тело, благодаря различным практикам. Его очень вежливо послушали, похлопали, а потом стали задавать вопросы, в том числе был такой: «Это все конечно, красиво звучит. Но, вот вы являетесь уважаемым мастером. А вы можете показать что-нибудь такое, про что вы рассказывали?».

И он встал перед серьёзной задачей, потому что он бы мог показать серьёзное воздействие на партнёра, но у него не было с собой ученика, на котором можно все показать, а если он возьмёт кого-то из зала, то велика вероятность, что тот при всем народе потеряет лицо, а люди собрались очень уважаемые. Думаю, вы понимаете, что сохранить лицо на Востоке - это очень важно, и по сей день! Он понял, что с партнёром он ничего не сможет показать, хотя мог бы показать очень многое. А если он вообще ничего не покажет, то сам рискует потерять лицо. И тогда он сделал так. Он сказал: - "Я сейчас кое-что сделаю. Если кто-нибудь из вас сможет это повторить, то я признаю в нем высочайшее мастерство". Он подошёл к стене, прижался к ней правой стороной, поставив ребро стопы вплотную к стене. Оставаясь в этой позиции он оторвал от земли вторую ногу, и застыл.

Все начали пробовать, потому что только что перед ними это сделали, и это казалось не сложным. Но попробовав все поняли, что это вообще никак невозможно. Можете тоже попробовать. Его попросили ещё раз это сделать, и он ещё раз это сделал. Они посмотрели, что он ни за что не держится, никакими ниточками не привязан, и тогда начали у него спрашивать - как он это сделал? Он ответил следующее: «Я свою опору перенёс за стену, поэтому меня притянуло к стене».

Я так понимаю, у нас время истекло? Собственно, это всё, что я хотел вам рассказать про некоторые элементы даосских практик, про практики продления жизни и Бессмертие. Интересны ваши впечатления. Если будут ещё вопросы - пишите.

ЛР: Да, коллеги, пишите вопросы. Я прислала в чат вашу страничку в Академии для того, чтобы коллеги могли связаться с вами.
ВШ: Спасибо большое!
ЛР: Участники пишут: благодарю, очень интересно; очень прекрасна мысль о том, что чем гармоничнее дух, тем больше открывается возможностей тела, будем упражняться.
ВШ: Спасибо за интерес к этой теме!
ЛР: Спасибо большое, Виктор, за ваше бесценное выступление!
ВШ: Спасибо за организацию конференции. Спасибо вам и Владимиру Баскакову за приглашение!

+
7(925) 712-71-95

Made on
Tilda