КЛУБ ДВИЖЕНИЕ
Между Востоком и Западом

Ван Цзунъюэ
Канон Тайцзицюань
Друзья и коллеги! Значение этого исторического текста для практикующего трудно переоценить; основываясь на нем выросли все известные ныне поколения мастеров Тайцзицюань. Когда мастер Ши Мин принимал нового ученика, одним из его требований было выучить наизусть два текста: "Притчу о мяснике" из Чжуан Цзы и этот трактат.
После долгих раздумий я решился замахнуться на составление собственное изложение "Канона о Тайцзицюань". К этому меня побудило то, что ни один из существующих переводов меня не устраивал полностью. В этой работе мне помогали труды таких известных исследователей, как В.Малявин, А.Милянюк, Ю.Снисаренко и др., и мои собственные скромные познания в области изучения китайского языка и Тайцзицюань. А также, я благодарю за понимание искусства всех своих учителей!
Знаменитый средневековый исследователь Сюй Чжень выделяет в Трактате восемь частей: 1. Определение Тайцзицюань; 2. Принципы применения; 3. Уровни мастерства в Тайцзицюань; 4. Методы занятий и применения Силы; 5. Отличие Тайцзицюань от других стилей ушу; 6. Главные правила и ошибки в Тайцзицюань; 7. Устранение ошибок в практике; 8. Общее заключение. В соответствии с этим текст пронумерован.

Виктор Шигорин

03.03.2015 г.

Ван Цзунъюэ

Канон о Тайцзицюань


1.
Тайцзи (Великий Предел) рождается из Уцзи (Беспредельность),
он является источником движения и покоя, основой Инь и Ян.
В движении - разделение, в покое – соединение.

2.
Не должно быть ни недостатка, ни переизбытка.
Следуй потоку: сжимайся и распрямляйся.
Когда партнер действует твердо, действуй мягко - это называют Уступанием (Цзоу).
Когда я следую за ним, а он отступает - это называют Прилипанием (Нянь).
Когда он быстр, и я быстр; когда он медленен, и я становлюсь медленным.
Превращениям нет числа, но все их пронизывает единый принцип.

3.
Достигая совершенства в практиках, постепенно приходишь к Владению Силой (Дун Цзинь).
От Владения Силой постепенно приходишь к Духовному Просветлению (Шэнь Мин).
Быстро постичь это невозможно, но лишь прилагая усилия на протяжении длительного времени,
исследуя естественность и не прибегая к грубой силе (Ли).

4.
Сила в пустоте. Макушка устремляется вверх, и энергия (Ци) опускается в Киноварное поле (Даньтять).
Не склоняться ни вправо, ни влево, внезапно исчезать и внезапно появляться.
Слева тяжесть – опустошаю левую сторону, справа тяжесть – убираю правую.
Поднимают вверх – кажусь еще выше, опустают вниз – кажусь еще глубже.
Ищешь меня – и я недостижимо далек, убегаешь – и я неумолимо близок.
Даже пёрышка не добавишь, даже мошка не сможет присесть.
Партнер не знает меня, но я знаю его.
Поняв это становишься Непобедимым.

5.
В мире есть множество боевых искусств. Их внешние формы хоть и отличаются, но все они ограничены принципом «сильный побеждает слабого, быстрый одолевает медленного». Но это всего лишь физические качества, не имеющие ничего общего с овладением Искусством.
Древние говорили: «Усилие в два грамма сдвигают тысячу тонн» - не показывает ли это, что физическая сила (Ли) здесь ни при чем? Или еще: "Один старик побеждает целую толпу" – возможно ли этого достичь за счет обычной ловкости?

6.
Стой подобно уравновешенным весам; двигайся подобно большому колесу.
Обрети Единую опору – и сможешь Следовать потоку. Если допускаешь двойственную опору (Шуан Чжун), придешь к затруднению. Некоторые тренируются много лет, но не могут трансформировать силу партнера – причина этого в непонимании ошибки двойственной опоры.
Тот, кто хочет преодолеть это, должен познать принцип взаимослияния Инь и Ян.

7.
Прилипание (Нянь) есть Уступание (Цзоу), а Уступание есть Прилипание.
Инь не покидает Ян, Ян не покидает Инь.
Инь и Ян друг друга взаимодополняют.
В этом состоит суть Владения Силой (Дун Цзинь).
Достигнув Владения Силой дальнейшая практика – это утончение Силы.
Осознавая ее без слов, нащупывая и размышляя, постепенно достигнешь Действия по Велению Сердца (Цун Синь Со Юй).

8.
Суть в том, чтобы отбросить свои старые убеждения, и следовать за другими.
Многие ошибочно «забывают о близком, гонясь за далеким».
Об этом сказано: «Ошибка на волосок в начале, рождает ошибку на милю в конце».
Изучающий Искусство не должен оставить без внимания ни один из этих принципов.



(При перепечатке ссылки на сайт dvigenye.ru и автора обязательны)

Made on
Tilda