КЛУБ ДВИЖЕНИЕ
Между Востоком и Западом

Виктор Шигорин
Реальность прекрасна
(газета «Текущий момент»)
– Виктор, как Вы считаете, должен ли ведущий тренингов обладать какими-либо особенными качествами чтобы люди к нему шли?
– Наверно да. Но, честно говоря, мне не столько интересно чтобы люди шли, сколько то, чтобы они оставались. А это будет только тогда, когда ты искренен с ними, непосредственен. Когда ты не играешь какую-то роль и не хочешь во что бы то ни стало как-то выглядеть в их глазах и не стараешься удовлетворить их ожидания. Люди подсознательно чувствуют твою ложь, и они же тебя потом накажут. Поэтому здесь выход один – быть в хорошем контакте с собой, т.е. быть откровенным с собой и с людьми. Быть настоящим, подлинным. Если вы хотите работать с людьми в качестве наставника, тренера, директора, руководителя коллектива, лидера группы – это то качество, которое делает вас достойными такой должности. Тогда люди пойдут с вами до конца. По-настоящему быть искренним и непосредственным – это труднее всего, но в то же время это очень легко. И тогда все что ты говоришь или делаешь наполнено жизнью и энергией. И это удивляет, вдохновляет и проясняет многое.

Однажды в Индии шел обычный турист по базару. Он увидел большого слона, рядом с которым сидел старый человек. Турист подошел к нему и спросил: - Сколько времени. Старец не долго думая тронул рукой член слона. Член закачался. - Три часа - ответил старец. Турист поблагодарил его и пошел дальше. По дороге он думал про то, как старик определял время таким странным способом. Чем дальше он шел, тем больше вопросов у него возникало. Наконец он понял, что если этого не узнает, то будет мучиться еще долго и решил вернуться. Старец сидел на том же месте. Когда турист спросил его о том, как он определяет время по качающемуся члену слона, тот ответил: – Очень просто. Я отодвигаю рукой то препятствие, которое мешает мне видеть часы на площади.

Он сказал «очень просто» и был прав. Если вы делаете что-то также просто, не стараясь угодить кому-то или получить однозначно хорошую оценку окружающих, то ваше действие будет казаться даже мистическим, т.к. оно будет сделано не вами, а самой Жизнью через вас. А Жизнь, сама по себе, глубоко мистична. Так что будьте проще и к вам потянуться люди.

– Вы сказали, что заинтересованы в том, чтобы люди оставались. А как Вы относитесь к зависимости.

– Я считаю, что зависимость – это бич общества. И, к сожалению, очень многие пользуются этим. Многие люди ищут Учителя, Мастера, авторитетного друга, и т.п. И этот авторитет ищется во вне. И когда человек его находит, или думает, что нашел, он часто становится зависимым от него. В принципе в зависимости самой по себе нет ничего плохого. Важно только, чтобы этот найденный учитель через определенное время помог человеку найти настоящего Учителя внутри себя, в себе самом. Важно в определенный момент сместить авторитет во внутрь и найти ту самую часть себя, которая есть в каждом – найти Внутреннего Учителя. А если этого не происходит и процесс учения строится так, что человек все время остается зависимым от внешнего Учителя, то его рост и развитие прекращается. Может быть он будет думать при этом, что просто он плохой ученик или как-то еще себе это объяснять, но по-настоящему его рост прекращается из-за отсутствия свободы – из-за зависимости.
А что касается меня, я не люблю сектантов, и не люблю быть лидером секты. При этом тебя начинают окружать иллюзии, и ты теряешь свою истинность, реального себя. А меня интересует реальность, потому, что она уникальна, непредсказуема, мудра, божественна и безумно смешна.

– Боюсь, что многие не поверят в то, что реальность так уж прекрасна. Иногда ведь хочется чего-то не видеть, многого не замечать.
– Да. Вы правы. Но во первых мне не так уж важно, чтобы мне все поверили, а во вторых, я думаю, что каждый живет в том мире, в котором он считает себя достойным жить. Может быть это им не вполне осознается или вообще не осознается, но это лишь означает, что он это выбирает неосознанно. Лао Цзы говорил: «Видеть в чудесном чудесное – вот ключ ко всем тайнам мира». И я считаю, что истинный путь состоит в том, чтобы научиться получать удовольствие от всех проявлений жизни и даже в звуках жарящейся яичницы можно слышать музыку сфер.

– А не сгорит ли в это время яичница?
– Она сгорит как раз если вы плохо связаны в этот момент с реальностью. Это уже противоположная крайность. Человек, у которого в это время сгорает яичница связан только с одной стороной реальности. Возможно он романтичен и это хорошо. Его энергия хорошо поднимается вверх. Он может отдаваться своим чувствам, творчеству. Его выбор спутника жизни, возможно, большей мерой зависит от чувств, но при этом такой человек может не очень хорошо ориентироваться в материальном мире, не очень задумываться об ответственности в отношениях, о достатке и т.п. То, что у такого человека есть его романтизм, чувствительность и вдохновение – это прекрасно, но ему не хватает заземления. Такие люди очень творческие, но они часто опаздывают вовремя выключить плиту, не очень любят считать и зарабатывать деньги. Их энергия недостаточно идет вниз. Про таких людей говорят, что они летают в облаках.

С другой стороны есть совсем противоположные люди. Для них так важен материальный базис, что они готовы ради этого пожертвовать романтизмом, возвышенностью а иногда и чувствами. У них не подгорает яичница. Они почти не опаздывают. Они знают, как и где заработать. Их энергия хорошо связана с землей, они стоят на собственных ногах – и это замечательно. Но у них другая проблема. «И отойти нельзя, и смотреть не на что» –думают они глядя на жарящуюся яичницу, на свою работу, иногда и на своего спутника жизни. Для них не просто направить энергию вверх. Про таких людей говорят, что они погрязли в суете мирских забот. И можно сказать что все люди относятся в большей степени к тому или иному типу. Но есть и третий тип. Это середина. Это как раз такое состояние, когда вы получаете удовольствие и от процесса и от его результата. Тогда ваша энергия течет сколько вверх столько и вниз. Человек даосизме находится между Небом и Землей – это символ, объединяющий эти два начала. Про это состояние говорят «и волки сыты, и овцы целы».

– Виктор, Вы в течение 7-и лет обучаете людей разным методам личностного роста. А удается ли Вам самому соответствовать тем требованиям, которые Вы предъявляете ученикам?
– Конечно нет!

– А Вы не боитесь что Ваши ученики узнают об этом?
– Нет. Многие об этом и так догадываются, но они все равно продолжают заниматься вместе со мной, потому, что, как я предполагаю, им все равно, соответствую я чему-то или нет. Но я также предполагаю, что есть и другие, которых мой ответ может слегка шокировать. В чем между ними разница? Дело в том, что многие ходят на всякие занятия и тренинги вовсе не для того, чтобы что-то про себя понять или чему-то научиться. Они ходят всюду и оценивают, а потом говорят: “А, Шигорин, я был у него, в принципе не плохо, правда молодой он еще и, конечно, по сравнению с ... (здесь поставьте любую известную фамилию) он вовсе не крут.” Если бы я был актером или устроителем шоу такая реплика, возможно, была бы оправдана. Но люди ведь не в кинотеатр приходят и не в цирк, где все делается для развлечения публики. И если фильм или цирковые номера не соответствуют чьим-то рамкам получения удовольствия, то будут оценены негативно, а если соответствуют - позитивно. Пока человек оценивает он неспособен чему-либо научиться или что-либо по-настоящему понять. Важно не то, соответствует ведущий чему-то или нет, важно то, что я могу для себя понять, почувствовать, чему я могу научиться рядом с этим человеком. А если вы приходите чтобы оценивать - вы попусту теряете время. Я часто на себе чувствую, что некоторые учатся, а некоторые оценивают то, как я учу. И независимо от того положительную или отрицательную оценку они мне дают их время проходит в пустую. Просто нужно понять, с какой целью вы куда-то ходите. Если вы хотите доказать, что я плох вы это докажете, вы найдете к чему прицепится. Поэтому, на всякий случай, я решил облегчить задачу тому, кто хочет это сделать, ответив на Ваш вопрос “Конечно нет”. Если вы считаете критерием истинности учителя его соответствие тем требованиям, которые он сам предъявляет ученикам, то вы найдете не учителя а хорошего исполнителя правил и требований. Просто учитель может стоять на другой ступени духовного развития и для него важны совсем другие правила. Например, был такой Просветленный Учитель, который советовал своим ученикам на определенной стадии их продвижения в медитативных практиках отказываться от животной пищи. Но при этом он сам активно ел мясо. Он говорил, что ему это необходимо для сильного заземления, без которого он может слишком быстро покинуть свое физическое тело. А ученикам он говорил, что вам так делать не должно. Я могу ошибиться, но кажется это был Рамакришна.
– А как Вы считаете, что может являться правильным критерием в нахождении Учителя?
– Во-первых я считаю, что ненужно вообще искать какого-то учителя. Если вы все делаете правильно, то Жизнь сама приведет вас к нужным людям. И вовсе не обязательно это будет святой старец с посохом и бородой. Сама жизнь уже является Учителем. Важнее не найти учителя а научиться учиться. Как только вы овладеете этим у вас тут же отпадет потребность в поисках учителя. Но для многих это очень трудно. Многим нужен авторитетный голос, который скажет: «Иди туда и делай это». Тогда не нужно будет самому делать выбор, о том куда идти и что делать, т.к. в этом случае ответственность будет на самом человеке. Но, по-настоящему, только так можно чему-то научиться. Если ты сам на своей шкуре что-то пережил, то это тебя действительно чему-то учит. Жизнь не может быть пережита чужим опытом или чужой головой. Жизнь должна быть пережита мной. Только тогда я смогу понять ее урок. Не надо бояться жизни. Кто боится жизни, тот ищет учителя как ребенок ищет родителя.

Если вы становитесь взрослым, вы становитесь ответственным за свою жизнь и тогда, отпадает потребность в поисках учителя. А что касается критериев профессионализма или истинности учителя или наставника то опять же, если я сейчас это скажу, то это не будет вашим знанием. Вы сможете только послушаться меня и пойти к тем, которых я назову. Про критерии я и так уже проболтался, когда говорил о подмене внутренних авторитетов внешними. Есть только один критерий, который показывает продуктивность моих действий. – это поиск. Это то, что отделяет фанатика или сектанта от духовного человека. Если вам кажется, что вы уже все нашли и уже счастливы, если у вас нет стремления к поиску, знайте – вы в ловушке, вы не относитесь к духовно ищущим.

– Виктор, как вы считаете, из-за чего люди попадают в ловушки и как из них выбираться?
– Если понимать слово «ловушки» более широко, то их можно назвать ошибками. Почему люди делают ошибки – это очень большой вопрос. Сколько людей, столько разных ситуаций. У меня нет универсальных ответов, так как универсальных ответов и методов вообще не существует. То, что для одного будет лекарством, для другого может быть ядом. Я по этому поводу могу сказать только то, что делать ошибки – это нормально. Без этого нет роста. Каждый Святой когда-то был грешником, любой Мастер когда-то был учеником, и делал глупые ошибки. Людям нужно делать ошибки. Человеку свойственно ошибаться, т.к. все проблемы чему-то учат. Человек попадает в ловушку для того, чтобы что-то понять. По-настоящему вылезая из ловушки человек мудреет, т.к. это приближает его к пониманию реальности. А каждое приближение к реальности сопровождается ощущением большего счастья и большей свободы, т.к. приближение к реальности это приближение к Жизни, к Себе Истинному, к Дао, к Нирване, к Богу…

– А Вы?
– Что я?

– Ну Вы-то умеете не попадать в ловушки, или выходить из них, приближаясь к Богу?
– Я-то?
– Вы-то?
– Конечно нет!

Made on
Tilda