КЛУБ ДВИЖЕНИЕ
Между Востоком и Западом

А.О.Милянюк
Проблема истоков Тайцзицюань. Часть 1

Беседа с Мастером Фу Шеньюанем. Оригинальный текст и фото находятся на сайте испанского филиала Ассоциации Юннаньского Тайцзицюань: http://www.taichizaragoza.com/la_historia_escuela.htm

Вопрос о возникновении искусства тайцзицюань, очень популярного сейчас во всем мире, вызывает множество споров в среде его почитателей. Это не удивительно, так как серьезных исторических исследований крайне мало. Те же материалы, которые до сих пор появлялись в печати, чаще всего подготовлены людьми, не знакомыми с методологией исторического исследования, к тому же многие из них подвержены серьезному влиянию своей принадлежности тому или иному стилю этого искусства. Как сказал в беседе с автором ведущий историк в области ушу, директор главного архива Пекинской академии ушу профессор Кан Гэу, трудно сказать, чего больше, вклада или путаницы внесли первые популяризаторы знаний о ушу и особенно о тайцзицюань, такие, например, как Тан Хао и его сподвижники.

Имея на руках очень небольшое количество материалов, источников, полагаясь часто только на догадки, они создали целый ряд не подтвержденных фактами схем развития различных направлений ушу, которые, однако, распространились не только в Китае, но и за его пределами. По словам Кан Гэу, настало время серьезного подхода к исследованию проблем возникновения и развития ушу, пересмотра всего, что было сделано раньше. Конечно же, в первую очередь, это касается широко распространившегося по всему миру искусства тайцзицюань.
Споры о происхождении тайцзицюань стали вестись, впрочем, не так давно – еще в 20-30х годах нашего столетия единства во мнениях было гораздо больше. При этом споры стали возникать не между патриархами школ, а между их последователями, начавшими борьбу за сферы влияния. Образовались два лагеря, в одном – представители тайцзицюань стиля Чэнь, в другом – представители всех остальных стилей этого направления. В данном исследовании ставится цель предпринять пока только предварительный анализ имеющихся в нашем распоряжении фактов. Мы попытаемся представить доводы сторон, давая читателю возможность самому оценить их убедительность.

Основной вопрос и яблоко раздора – кому же в действительности принадлежит авторство создания столь уникального кулачного искусства с очень специфичной боевой техникой? По тому, как на него отвечают, можно определить принадлежность собеседника к тому, или иному лагерю. Начнем наш обзор с версии, согласно которой тайцзицюань стиля Чэнь - наиболее древний. Именно эта версия на протяжении долгого времени после создания КНР читалась официальной.

Версия сторонников создания тайцзицюань мастером Чэнь Вантином
Те, кто изучает стиль Чэнь, основываются на версии Тан Хао и Гу Люсиня, начавшей формироваться в начале 30-х годов нашего ХХ века. Они расскажут вам примерно следующее. Тайцзицюань стиля Чэнь наиболее древний и берет свое начало в провинции Хэнань, в деревне Чэньцзягоу, от известного мастера кулачного искусства Чэнь Вантина (1600-1680), жившего там в конце династии Мин – начале Цин.

Относительно фактов его существования и истории самого клана Чэнь обычно ссылаются на следующие источники: “Семейные хроники клана Чэнь” (Чэнь ши цзя пу), “Историко-географическое описание уезда Вэньсянь” (Вэньсянь сяньчжи) “Сборник реестров Чжунчжоу” (Чжун чжоу вэньсянь цзи), “Рисунки и комментарии к тайцзицюань клана Чэнь” (Чэнь ши тайцзицюань тушо) с “Генеалогией клана Чэнь” (Чэнь ши цзя чэн) Чэнь Синя,“336 родословных кулачного искусства” (Сань сань лю цюань пу), два трактата, приписываемые самому Чэнь Вантину “Собрание речитативов из “Трактата кулачного искусства” (Цюань цзин цзун гэ и “Высказывания о длинном и коротком [оружии]” (Чан-дуань цзюй), два трактата Чэнь Чансина “Суждение о десяти главных требованиях к тайцзицюань” (Тайцзицюань ши да яо лунь) и “Речения о требованиях к ведению боя” (Юн у яо янь). Кроме письменных источников, определенного рода историческими свидетельствами являются старинные изображения, предметы, надгробные стелы.

Сведения, содержащиеся во всех этих источниках, весьма отрывочны, а это допускает самые разные их толкования. Защитники чэньской версии обязательно упомянут, что именно под руководством Чэнь Вантина велась успешная борьба с бандами разбойников в Хэнани и Шаньдуне, наводнившими эти провинции. Сославшись на “Летопись семей клана Чэнь” сообщат, что он начал борьбу даже со своим бывшим другом Ли Цзиюем, выступившим на стороне местных помещиков, боровшихся против непосильных налогов Минского двора. С командиром отряда Ли Цзиюя - Цзян Фа, Чэнь Вантин сразился у входа в лагерь восставших и то, не выдержав боя, бежал с такой скоростью, что его невозможно было догнать и на лошади. Впоследствии, Ли Цзиюй сдался на милость захватившей власть в стране маньчжурской династии Цин и был казнен со всей своей семьей, а Цзян Фа пошел в услужение к Чэнь Вантину и стал его учеником. На рисунке, сохранившемся в семье Чэней, именно он изображен рядом с уже пожилым Чэнь Вантином. И совсем уже на склоне лет, удалившись от дел, Чэнь Вантин в свободное от вспашки земли и чтения даосского алхимического трактата “Хуантин цзин” время создал особый вид кулачного искусства, названный впоследствии (в середине ХХ в.), “тайцзицюань”.

В наследие Чэнь Вантина включается обилие самых разнообразных техник боя, из которых были составлены несколько одиночных и парных комплексов. Обычно перечисляют следующие: пять комплексов тайцзи (тайцзи у лу), один – “взрывных ударов” (паочуй, 108 форм “длинного кулака”, (108 ши чанцюань), комплексы с мечом-дао, мечом-цзянь, копьем-цян, палкой-гунь, металлическим жезлом-цзянь, крюком-гоу, топором-фу, палкой с серповидным лезвием-лянь, трезубцем-ча, пикой с когтями-ба. Кроме того, называются также парные техники спарринга “клейкое копье” (чжаньцян), “восемь [применений] шеста” (ба гань), “бой концом шеста” (ганьшао дуйда). Сторонники данной версии приписывают Чэнь Вантину и создание такого специфического вида тренировки внутренней силы, как “толкание руками” (туйшоу). Основанием для этого им служит употребленное в трактате Чэнь Вантина сочетание иероглифов (чжу – все, каждый) и (као - опираться), которое трактуется как “приставленные друг к другу предплечья” и наличие техники “клейкого копья”, так как одной из основных особенностей боя в тайцзицюань является применение “прилипания-увода” (цзоу-нянь ).

Важнейшей отличительной чертой ударной техники стиля Чэнь является принцип “спиралевидного раскручивания” (чаньсы ) внутренней силы-цзинь. Принцип этот выработан на базе техники использования копья и палки, которые служили в качестве основы всего воинского искусства у генерала Ци Цзигуана. А именно его трактаты тщательно изучал Чэнь Вантин, создавая свои комплексы, львиную долю которых также составляли так называемые “длинные” виды оружия. “Сила спиралевидного кручения” (чаньсыцзинь) не применяется в остальных стилях тайцзицюань, чья техника, видимо, не связана с системой Ци Цзигуана и в основном использует методику “ближнего боя” (дуаньда) с малой амплитудой движений (сяо цзя), в отличие от традиционно чэньских “широко амплитудных” форм (да цзя).

Принципами тайцзицюань, едиными для всех школ данного направления и, конечно же, для стиля Чэнь являются: “мягкостью преодолевать жесткость”, “движения округлые и без разрывов”, “покоем преодолевать движение”, “в покое выжидать движение [противника]”, “позже отвечать – раньше достигать”, “медленностью контролировать быстроту”, “использовать сознание, не использовать силу”, “малым контролировать большое”, “четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней”, “вынуждать противника проваливаться в пустоту”, “входя в контакт прилипать и неотрывно следовать” и т.д. Базой всей техники являются так называемые “тринадцать позиционных основ” (шисань ши), включающие в себя “восемь способов” использования внутренней силы-цзинь(ба фа) и “пять действий ног” (у бу). Несмотря на то, что “искусство Чэнь Вантина передавали из поколения в поколение”, большая часть его наследия была утрачена, и к появлению на свет в роде Чэней такой личности, как Чэнь Чансин (1771-1853), в арсенале клана остались только один комплекс тайцзи (который назвали “первым комплексом” (и лу)) и комплекс “паочуй” (который получил название “второго комплекса” (эр лу)). Чэнь Чансину было суждено сыграть особую роль в том, чтобы искусство клана распространилось далеко за его пределами. По данным последователей этой версии, в клан Чэней в качестве батрака случайно попал некий сын угольщика Ян Лучань, который, стремясь постичь кулачное искусство клана, тайно подглядывал за тренировками, а потом в одиночестве отрабатывал увиденное. За этим занятием его однажды вечером и застал сам мастер Чэнь Чансин.

Ян Лучань честно во всем признался, а Чэнь Чансин, простив преступление, сделал его своим учеником. Выучившись, в прошлом бедный батрак Ян Лучань попадает, со временем, в столицу. После множества поединков с самыми известными мастерами, он получает прозвище “Ян, не имеющий противников” и начинает преподавание при императорском дворе. Так как представители знати были сильно изнежены и помышляли только о своем здоровье, им было трудно выполнять “взрывную” технику, прыжки и подскоки. По этой причине Ян Лучань видоизменил многие движения, упростил их и придал им более оздоровительный, нежели боевой смысл, при этом из-за его неграмотности поменялись и названия форм, став более “даосскими” по смыслу. С этого как бы и начался, доработанный впоследствии внуком Ян Лучаня - Ян Чэнфу, оздоровительный стиль клана Ян. Сам же Ян Лучань и его сыновья продолжали тайком практиковать “паочуй” семьи Чэнь. Кроме того, к Чэнь Чансину ездил проситься в ученики тренировавшийся у Ян Лучаня еще в Хэнани некто У Юйсян, в будущем – основатель стиля У тайцзицюань. Однако, по причине глубокой старости, Чэнь Чансин уже не смог его учить, и тому пришлось отправиться к его родственнику Чэнь Цинпину(1795-1868) в поселок Чжаобао, где он и прошел дополнительный курс обучения искусству тайцзицюань. Изучал он там “новую ветвь” (синь цзя) стиля Чэнь, которая берет свое начало от такого представителя клана Чэнь, как Чэнь Юбэнь (19), ее еще иногда зовут “новая ветвь Чжаобао” (чжаобао синь цзя по названию поселка, где проживал его племянник Чэнь Цинпин. К этой же ветви как в родственном, так и в “кулачном” отношении принадлежал и самый знаменитый теоретик стиля Чэнь, Чэнь Синь (1849-1929), написавший в начале ХХ века ряд работ по тайцзицюань. Кто в это время преподавал “старую ветвь” (лао цзя) и преподавалась ли она кем-нибудь вообще в деревне Чэньцзягоу кроме Чэнь Чансина, его сына и внука, прослеживается не четко.
Еще один стиль У тайцзицюань, с другим фамильным иероглифом, был создан У Цзяньцюанем (1870-1942), сыном офицера охраны императорской семьи –Цюань Ю (1834-1902), который также учился у Ян Лучаня и у его сына Ян Баньхоу (1837-1892) (у Ян Баньхоу учился впоследствии и сам У Цзяньцюань). Несмотря на то, что изучали они по роду службы не “оздоровительный”, а “боевой тайцзицюань” - так называемую “малоамплитудную” (сяо) или “скоростную” (куай) форму, движения (и их названия) стиля У, как, впрочем, и движения стиля У У Юйсяна, все равно не имеют ничего общего со стилем Чэнь. То же можно сказать и о самом последнем стиле тайцзицюань – стиле Сунь, созданном известным мастером кулачных искусств синъи и багуачжан, Сунь Лутаном. Сунь Лутан учился тайцзицюань у мастера Хао Вэйчжэня (1849-1920) по линии У Юйсяна.

И вот, наконец, в 1928 году в Пекин приехал потомок Чэней по линии Чэнь Чансина мастер Чэнь Факэ (1887-1957), который к концу жизни создал там “Общество изучения стиля Чэнь” и привлек к своему искусству большое внимание, получив признание в кругах мастеров ушу. Наиболее известные сейчас патриархи стиля Чэнь тайцзицюань все являются учениками Чэнь Факэ. Вот вкратце версия сторонников Чэнь Вантина как создателя тайцзицюань, она довольно четкая и конкретная. Посмотрим теперь, какова версия их оппонентов, не связывающих истоки тайцзицюань со стилем Чэнь. Их история гораздо более долгая и запутанная.


Читать часть 2 >>

Made on
Tilda