КЛУБ ДВИЖЕНИЕ
Между Востоком и Западом

В.Бондаренко

ПРАКТИКА СТОЛБА В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

Друзья и коллеги! Мы публикуем на страницах нашего сайта статью известного исследователя воинских исскуств В. Бондаренко. В статье использованы переводы высказываний известных мастеров трех внутренних стилей ушу (внутренней семьи): тайцзицюань, багуачжан и синъицюань. Статья представляет ценность для практикующих и освещает мнения различных мастеров об этапах, методике и смысле практики "Столбового стояния" - Чжаньчжуан.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИКИ "СТОЛБА"

Сун Шичжун и Го Юньшэнь исходным пунктом Синъицюань называли Саньтиши (положение столба в Синъицюань), а Сунь Баоинь в книге "Синъицюань" написал:
"Прежде чем научиться бить, сперва тренируй столб. Тысяча способов происходит из Саньтиши."

Сунь Лутан говорил о своем ученике Ци Гунбо:
"Ци Гунбо три года практиковал Саньтиши, поэтому его внутренняя сила сконцентрировалась, форма и мысль соеденились в одно. Если тронешь его, тут же усилия всего тела скоординируются, и он мгновенно производит сильный "взрыв" силы; руки его взлетают как стрелы – будто тигр бросается на ягненка и тот в страхе бежит..."

По словам Сунь Цзяньюнь, дочери Сунь Лутана:
"Ци Гунбо не практиковал ничего, кроме Саньтиши в течении 3 лет. Ежедневно он приходил на тренировку и становился в эту позиции, без просьб научить его чему-нибудь еще. В конце концов, он стал лучшим учеником отца в Синъицюань."

Но не только в Синъицюань уделяют такое внимание практике столба. В Тайцзицюань практика столба относится к вспомогательной наработке. Прорабатывают "стояние столбом" и стояние в основных 8 методах (Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу, Као). Об этом подробно написал Ван Пэйшен в книге "Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн".
Ван Сянчжай – основатель стиля Дачэнцюань - называл практику столба главной практикой.
"В Багуачжан "стояние столбом" не относится к числу важнейших тренировочных методов, а используется как вспомогательная практика при тренировке вращения ладоней в хождении по кругу до достижения "построения каркаса". По этой причине ей уделяют мало времени, однако ее нельзя упускать из виду" - писал Ша Гочжэн.
Однако используется и другая практика столба – "движущийся столб" (подвижный низ, фиксированный верх), который является основной практикой.
Столб практикуется во всех боевых искусствах Китая, в одних используется как вспомогательная практика, в других является главной. Применяется для взращивания Ци и закаливания Духа, вырабатывания необходимой в кулачном искусстве внутренней силы.



ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ "СТОЛБА"
1. Регулирование тела
Регулирование тела – это принятие правильного положения во время практики столба, что является обязательным условием для свободной циркуляции Ци и крови по всей системе меридианов. При принятии неправильного положения – "Ци не движется, И (мысль) не концентрируется – Ци беспорядочно рассеивается."
Одним из главных требований в "регулировании тела" - является понятие Сун (расслабление). Сун – означает расслабление тела, заключающееся в естественном расслаблении мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов и всех внутренних органов – приведение их в состояние не напряжения. Когда это достигнуто, занимающийся будет ощущать себя комфортно в данном положении, что необходимо сохранять до конца практики столба. Если Цзинь зарождается в стопах, управляется поясницей и выражается в кистях; то напряжение напротив, зарождается в кистях и распространяется по всему телу. Поэтому важное значение во время практики столба, и не только столба, но и боевых искусств вообще – придается положению кисти. А положение ладони относительно тела, влияет на распределение Ци внутри его. Это можно видеть на примере Саньтиши (фото 1, 2), на которых изображен Сунь Лутан, которые комментирует его дочь Сунь Цзяньюнь:

"Позиция Саньтиши, что упомянута в книге моего отца (Синъицюань сюэ), была изменена, когда моему отцу было 60 лет. В книге, пальцы руки расположенной спереди, направлены прямо наружу (см. Фото 1). Когда ему было 60 лет, он изменил положение впереди расположенной руки (изменилось вообще положение кистей , прим. Б.В.), на положение пальцев по направлению вверх и запястье стало согнуто. Так как его книга уже была издана, в это время он изменил это положение (фото 2). Я предполагаю, что он сделал снимок себя в новом положении для того, чтобы я обучала людей последнему положению. Он говорил : "Я был не прав, демонстрируя это положение". Он почувствовал, что когда кисть прямая и пальцы направлены наружу, Ци выходит из кисти наружу. Он говорил, что это будет хорошо для боя, но не хорошо для Взращивания Ц. Когда Взращивается Ци, она должна сохраняться в теле. Когда кисть поднята вверх, Ци остается в кисти и возвращается в тело".
1.1. Классификация столбов в боевых искусствах
Кан Гэу в книге "Чжунго ушу шиюн цюаньшу" описал классификацию столбов:

А. Чжаньчжуан (стоящий столб) – тренирует цельность формы и собирает Ци.
Чжаньчжуан используется во всех боевых искусствах, он в свою очередь подразделяется на:
Столб с "одиночной тяжестью" - когда большая часть веса распределена на одной из ног.
Столб с "двойной тяжестью" - вес равномерно распределен между ногами.
Сун Шичжун так это описывает:
"В искусстве синъицюань выделяют искусство дао и воинское искусство. Саньтиши разделяют на стойки с одиночной и двойной тяжестью. Тренируясь в воинском искусстве, применяют позу с двойной тяжестью, когда центр тяжести располагается между ног. Всю тело обладает силой, чистое и мутное неразделимы, сяньтянь и хоутянь неразличимы. Используют волю хоутянь чтобы вести ци дыхания и накапливать в даньтянь, укрепить подобно железному камню. Всё тело стоит погруженно вниз, как гора Тайшань, не боюсь пинка [вместо иероглифа "пинок" напечатан инроглиф "олово"] ногой и удара рукой. В "Цюаньцзин" говорится: "В ударе - семь частей от ног и три части от рук". Пять стихий и четыре верхушки должны быть полностью соединены. Ци движется волей в сердце, удар и вход - твёрдые, невозможно преградить. Это называется источник мутного. Поэтому и является применением против противника воинственного искусства. Когда в тренировках достигаешь наилучшего, то не имеешь противника в поднебесной.
Упражняясь в искусстве дао, в саньтиши применяют позицию с одиночным весом. Впереди - полное, сзади - пустое, центр тяжести на задней ноге, передняя нога может быть пустой или полной. В центре [сердце] не применяется сила. Прежде нужно опустошить сердце, мышление соединяется с даньтянь. В "Киноварной книге" сказано: "Сидя в покое нужно возвращаться к изначальной пустоте, если не вернуться к изначальной пустоте, невозможно узреть исконную природу, то работа приведёт к мутному источнику, а не истинной природе сяньтянь". Принцип цюаньшу таков, что нужно вернуться к изначальной пустоте, но не вовсе не использовать волю сердца хоутянь. Если вовсе не использовать, то попадёшь в тупую пустоту. Поэтому, используя цзинь не применять грубую силу хоутянь - это правильное использование силы. О возвращении к пустоте "Киноварная книга" говорит: "Внутри - пустая природная сущность, удерживаю внутри силу [гунюн - сила действия] возвращения к пустоте". Поэтому исходным пунктом синъицюань - уцзи, тайцзи и саньтиши, этот принцип и означает возвращение к изначальному. В "Киноварной книге" сказано: "Дао из пустоты порождает единую ци, зи единой ци производит инь и ян, инь и ян снова соединяются образуя три тела [саньти], три тела вновь порождают все вещи".

Б. Синчжуан (движущийся столб) – направляет Ци к ногам, делает так, что перемещения становятся легкими, ноги опускаются быстро. Фиксированный верх, подвижный низ.

В. Цзачжуан (бьющий столб) – собирает Цзинь и наполняет стопы, тренирует мощь выброса Цзинь ; посылает упорядоченную в Чжаньчжуан Цзинь наружу.
"Эти техники акцентируют внимание на управлении Ци посредством И (мысли), перемещении тела посредством Ци и выбросе силы посредством тела; И, Ци, Цзинь и Син (форма) – если собираются в одно, собираются все; если происходит выброс одного, выбрасываются все".


1.2. Три вида столба по степени сложности
"Столб" можно разделить на три вида: в высокой, средней и низкой стойке.

Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий. В этой стойке легче всего войти в состояние между бодрствованием и сном, в котором осуществляется Внутренняя практика.

В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 гр., что обычно используется после получения определенных результатов в высокой стойке.

Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90 гр., это положение используется только, когда достигнут результат в первых двух. Низкая стойка может служить тестом для определения глубины Внутренней практики, по продолжительности нахождения в ней можно определить на каком этапе находится практикующий. Когда практикующий будет на этапе "преобразования Шэнь (Духа ) в Сюй (Пустоту), время нахождения в этом положении "исчезает" и человек может находиться в низком положении столько, сколько пожелает. Одной силой мышц этого не выполнить.
1.3. Положение тела относительно сторон света
Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля земли, поэтому очень важно сориентировать тело относительно сторон света.
Наиболее благоприятным направлением является "лицом на юг, спиной на север", если нет проблем со здоровьем. Если в организме имеется отклонения, то направление может измениться. Положение тела, сориентированного в направлении "север – юг", совпадает с направлением силовых линий Земли. В результате усиливается магнетизм биологического поля человека, что положительно влияет на функционирование организма и результаты занятий.
1.4. Время для занятий
Стандартное время для практики "столба" это:
23 –01 - время циркуляции Ци по меридиану желчного пузыря, период укрепления Изначальной Ян
05 – 07 - время циркуляции Ци по меридиану толстого кишечника, период укрепления Истинной Янци.
11 – 13 - время циркуляции Ци по меридиану сердца, период укрепления Изначальной Инь
17 – 19 - время циркуляции Ци по меридиану почек, период укрепления Истинной Иньци.

Это в том случае если вы будете практиковать "столб" отдельно. Если вы включите его в свой тренировочный процесс, то лучше всего его практиковать после разминки и растяжки, перед основной часть.



2. Регулирование дыхания
Регулирование дыхания – означает его упорядочение с помощью сознания. Отрегулированное дыхание возбуждает Истинную Ци человека, гармонизирует циркуляцию Ци и крови, массирует внутренние органы, способствует расслаблению тела, слиянию И и Ци, погружение мозга в состояние покоя. Все это делает "Регулирование дыхания" – важной составной частью Внутренней практики.

В практике "столба" используется – естественное и обратное дыхание.
Естественное дыхание – это обычное диафрагмальное дыхание, при котором одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом -–постепенно поджимается.
Обратное дыхание – одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом постепенно выпячивается.

До этапа "преобразования Цзин (семя) в Ци", рекомендуется использовать естественное дыхание, а после этого этапа можно практиковать на выбор.
Дыхание должно быть ровным, медленным, глубоким и превыше всего естественным и незаметным. Диафрагмальное дыхание способствует собиранию Ци в Даньтянь.

"Регулирование дыхания" должно происходить естественным образом, искусственное форсирование только отдалит цель.
3. Регулирование сознания
Под регулированием сознания понимается его тренировка. Во время практики необходимо успокоиться, полностью сосредоточившись на упражнении, устранить посторонние мысли, погрузившись в состояние высокой степени покоя "пустоты", расслабления, радости и комфорта. К регулированию сознания относится "концентрация И (мысли)", что означает определенную степень сосредоточенности на точках собственного тела и перемещения И по меридианам. А если вспомнить, что И ведет Ци, то фактически "регулирование сознания" означает регулирование Ци или Взращивание (культивирование) Ци.


ЭТАПЫ ПРАКТИКИ "СТОЛБА"
По мнению даосов практику "столба" можно разделить на пять этапов:
1. Преобразование Гу (зародыша) в Цзин
Это построение основы или "закладка фундамента Даньтянь", на которой начинает появляться ощущение Ци и возрастает Цзин (семя). Ма Чуаньсюй так говорил об этом: "Становится важной И. И (мысль) ведет Ци, а Ци ведет Ли (силу). Нужно развить Ци Даньтянь, чтобы использовать это – и только тогда это можно назвать Нэйгун (внутренней практикой)".
2.Преобразование Цзин в Ци (или циркуляция Ци по Малому Небесному кругу)
Когда завершено преобразование Цзин в Ци, Ци может свободно циркулировать по меридианам Жэнь-Ду (переднесрединный и заднесрединный меридианы).
А вот как Ван Пэйшэн в книге "Шиюн и гун" описывает Малый Небесный круг: "Вдох – подвести Ци из Даньтянь к т. Хуйинь в промежности и далее через "заставы" Вэйлюй (копчик), Цзяцзи (между лопаток), Юйчжэнь (на затылке) к т. Байхуй (на темени). Выдох – опустить Ци от т. Байхуй по передне-срединному меридиану и возвратить в нижний Даньтянь".
"Малый Небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваш Нэйгун достигает этого уровня" – высказывает свою версию Ма.
3. Преобразование Ци в Шэнь (или циркуляция Ци по Большому Небесному кругу)
"Когда завершено преобразование Ци в Шэнь, Ци может свободно циркултровать по всем мекридианам тела. Где бы вы ни сконцентрировали внимание, ощущение Ци появится в этом месте и вы будете ощущать живость и ясность". (Ван Пэйшэн).
Обычно практику Большого Небесного круга описывают как "соединение пяти центров". "Пять центров" – это точки Лаогун в центрах ладоней, точки Юнцюань в центрах стоп и точка Байхуй на макушке. Тренировка проходит в пять этапов.

Большой Небесный круг:
1. Охрана мыслью Даньтянь
2. Следование И к т. Юнцюань
3. Следование И к т. Лаогун
4. Следование И к т. Байхуй
5. Впадение 5 центров в Даньтянь

"Необходимо открыть Большой Небесный круг, чтобы Ци могла достичь рук. Это требует времени, вначале необходимо использовать И, чтобы направлять Ци в руки". (Ма Чуаньсюй)
5. Преобразование Шэнь в Сюй
Достижение Пустоты является целью Внутренней практики большинства высокоразвитых типов Цигун, или другими словами – все школы Цигун ведут к Пустоте.
"Состояние в котором появляется способность двигать Ци без сознательного усилия. Ци будет вести себя подобно ртути; как только ударите рукой, Ци немедленно вытечет из Даньтянь, пройдет сквозь руку и достигнет запястья. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая". (Ма Чуаньсюй)

Практика Шэнь в Сюй (Ван Пэйшэн):
"Позвольте Ци циркулировать по большому небесному кругу, войдите в состояние в котором достигается ощущение Ци во всем теле.
Не думайте ни о чем, даже о входе в Ничто. Помните пословицу: "Все желания ложны, истина лишь в отсутствии желаний".
Ощущения в состоянии Ничто. Во время входа в состояние Пустоты, перед глазами обычно появляется белый свет и цветное пятно размером с пуговицу. Белый свет и цветное пятно исчезнут после входа в состояние Ничто. Тело как бы исчезает".
6. Превращение Сюй в Дао
Описание этого этапа в источниках нет, можно только догадываться, что он из себя представляет. И, как писал об этом этапе Чэнь Гуань: "Что касается конкретного воплощения, то в виду того, что я не имею перед собой примера, моя кисть и тушь не могут придать форму содержанию".

Автор статьи: В. Бондаренко. Источник: http://taijiquan.narod.ru/articles/b4/b4.html

Made on
Tilda